Maxim Pshenichnikov (oude_rus) wrote,
Maxim Pshenichnikov
oude_rus

Category:

Руками я тоже размахиваю но это бывает реже

Закончилась первая неделя серьезного преподавания online. Два курса, для первокурсников и мастеров. Тяжело. Очень тяжело.
Все, что наробил непосильным трудом за последние 25 лет, летит прямиком в мусорный бак.
Ну и чувствуешь себя героем анкдотов "никогда не разговаривайте с телевизором: многочисленные научные исследования показали, что ответа ждать бесполезно".

Вот это отсутствие обратной связи очень сильно напрягает. Когда я читаю лекцию, я всегда вижу, как воспринимается материал. Если по лицам видно недоумение, значит, надо срочно переобъяснить. Если лица засыпают -- рассказать историю или анекдот (по делу, разумеется). Если кто-то слишком раздухарился болтающи -- значит, нужно, не прерывая рассказа, до них подняться (и вся аудитория за тобой следит) и дать по мозгам. И, конечно, ничто более не вдохновляет, чем проясненные лица студентов, которые что-то начинают понимать.

Теперь же не видишь вообще ничего, кроме экрана лаптопа. Вопросы задаются в онлайн чате, за которым надо следить краем глаза -- т.е. слух стал ни за хреном не нужен, а на глаза дополнительная нагрузка. Кроме того, нужно переключаться между электронной доской, слайдами и опросником PollEverywhere, который я использую для интерактивного обучения. Еще надо не забывать включать запись лекции для тех, кто не смог слушать прямую трансляцию, включать микрофон/видео, активировать вопросы в опроснике, отлавливать вопросы в чате, отвечать на них и т.п. Кроме того, у меня перед глазами висит "студенческий экран", который показыват онлайн трансляцию моей лекции. Его тоже надо отслеживать из-за задержек трансляции, сбоев в компрессировании и т.д. Тебе кажется, что ты прекрасно показываешь вывод уравнения, а в трансляции один сумбур вместо музыки.

Маленький идиотизм: у нас во всех аудиториях на противоположной стороне от лектора висят часы, т.е. я всегда знаю, сколько времени. Пришлось дома себе тоже организовывать часы за экраном.

В нормальных лекциях я постоянно использую разные иллюстрации. Нужно показать правило буравчика? без проблем, я продемострирую собой вращение и движение. Электромагнитная волна прекрасно иллюстрируется двумя руками и движением тела. Да я даже тензор Максвелла могу изобразить коробкой из-под обуви. Теперь все это гикнулось, и приходится обходиться битым словом. Кроме того, я на лекциях очень много двигаюсь, а теперь приходится сидеть как дураку на стуле с чистоей шеей. Хотя встать несколько раз порывался, да.

Демонстрации экспериментов -- моя гордость -- тоже гикнулись. Приходится показывать записи прошлых лет, ну или искать чужое на интернетах -- что, конечно, совсем не то. Знал бы, сделал бы записи в прошлом году, тем более что предлагали. Но я же гордый, "хорошо сделать -- это потратить очень много времени, а плохо мне не нужно".

Еще одна неожиданная ловушка -- начать читать лекцию в буквальном слысле слова. На реальной лекции это просто невозможно: ты находишься здесь, а лекционные записки -- там, так что будь любезен, излагай без них. А тут все под рукой, да еще студенты тебя не видят, подглядишь в записи раз, подглядишь другой, и опа! -- уже читаешь подготовленные текст. И вот это уже полная деградация, нельзя этого делать ни под каким видом.

Посмотрим как пойдет дальше. Теперь, когда рутина отлажена, можно заниматься улучшательством. Вот, заказал себе сегодня микрофон -- говорят, качество звука будет намного лучше.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments