?

Log in

No account? Create an account
День Ангела - Maxim Pshenichnikov — LiveJournal
October 7th, 2008
09:42 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
День Ангела
М.Ю.Соколов разместил в своем ЖЖ обширную цитату из Механика Салерно Бориса Житкова. Краткое содержание цитаты: капитан пристреливает паникера-испанца, чтобы предотвратить бунт в сумасшедшем доме (сиречь, на горящем корабле). Цель цитирования не очень понятна; с (остроумными) предположениями можно ознакомиться в комментариях.

Сам М.Ю.Соколов прокомментировал пассаж очень коротко: Такая вот свобода слова, понимаешь.

Но тут вот какая закавыка, однако: испанца пристрелили не за свободу слова высказывания, а за вполне конкретное действие. Хотя у Житкова в рассказе есть другой персонаж, который пострадал именно что за свободу слова: задавал неправильные вопросы и делал неправильные выводы. И именно к этому персонажу (а не к испанцу) относится приведенное М.Ю.Соколовым рассуждение капитана "Страх - это огонь в соломе. Он охватит всех" и т.д. Кстати, помните, что произошло с этим пассажиром?

Капитан облокотился на борт. Пассажир стал рядом.
- Я вам объясню подробно, - начал капитан. - Видите вы вон там, - капитан перегнулся за борт, - вон вода бьет струей? Это из машины за борт.
- Да, да, - сказал пассажир, - теперь вижу.
Он тоже глядел вниз. Придерживал очки.
- Ничего не замечаете? - сказал капитан.
Пассажир смотрел все внимательнее. Вдруг капитан присел. Он мигом схватил пассажира за ноги. Рывком запрокинул вверх и толкнул за борт. Пассажир перевернулся через голову. Исчез за бортом. Капитан повернулся и пошел прочь. Он достал сигару, отгрыз кончик. Отплюнул на сажень. Ломал спички, пока закуривал.


Вот мне интересно: почему М.Ю.Соколов привел в назидание не этого пассажира в очках, а красавчеГа-испанца с мелодраматическими револьверами и выстрелами?

(9 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:petchik
Date:October 7th, 2008 09:00 am (UTC)
(Link)
Ага, я тоже перечитал рассказ и меня от истории этого пассажира слегка передернуло (я такой дурак, или мне кажется, что это хладнокровное убийство, в отличие от условно приемлемой стрельбы во время паники). Кстати, вот это переход, пожалуй, главное, что мне не нравится в условном консерватизме - стремление приравнять человека, задающего неудобные вопросы в неудобное время, к сеющему панику в критической ситуации. И обходиться соответственно. В сочетании с двухходовкой ("что вы гундите раньше времени, в Политбюро не дураки сидятвласти разберутся - решение уже принято, раньше надо было на него влиять, а не теперь митинговать") дает дивные результаты.

Вообще сути рассказа я не очень понял: на корабле случился медленный пожар, капитан с какого-то панталыку решил гнать на всех парах, озаботить команду и делать вид, что ничего не происходит. Потом довел ситуацию до критической (вот-вот рванет), и героических всех возглавил. На выходе имеем три трупа, каждый из которых не видится так уж необходимым. Или я опять чего-то важного не улавливаю?
[User Picture]
From:oude_rus
Date:October 7th, 2008 09:42 am (UTC)

Ночью полетим!

(Link)
Ну, мне история с пассажиром не понравилась еще в глубоком детстве, когда я фильм впервые посмотрел.
From:saccovanzetti
Date:October 7th, 2008 09:45 am (UTC)
(Link)
Они погибли бы в стороне от главной дороги. И так три дня пароход к ним шел другой.
[User Picture]
From:petchik
Date:October 7th, 2008 10:45 am (UTC)
(Link)
А что, все время до пожара параход шел вне главной дороги? По-моему, один фиг - как погрузились в шлюпки, так способность оставаться в точке пространства сильно ограничена. А начальный SOS все одно от какой точки слать
From:saccovanzetti
Date:October 7th, 2008 11:08 am (UTC)
(Link)
все время до пожара параход шел вне главной дороги?

до пожара о пожаре, как Вы сами понимаете, не знали. Потом мерили температуру, она была относительно "низкая" (из-за обмана тоже). Пока низкая - шансы выжить улучшаются, если подойти самим пароходом поближе к зоне активного судоходства. Потом была ночь.

А начальный SOS все одно от какой точки слать

Было ли у них радио вообще, непонятно. В любом случае - далеко не все равно, придет ли спасение до того, как умрет от истощения, обезвоживания, жары, болезни, шторма и т.п. первый человек. Каждый день на счету.

[User Picture]
From:oude_rus
Date:October 7th, 2008 11:11 am (UTC)
(Link)
//все время до пожара параход шел вне главной дороги?

именно так, там же про это прямо говорится: "Надо спешить на север. Туда, на большую дорогу. Тем путем ходит много кораблей."

а вот почему так получилось - вопрос к капитану. к нему же, кстати, вопрос, почему не хватило шлюпок. ну и до кучи: куда делись эмигранты, чьи нары разобрали на плоты.
[User Picture]
From:petchik
Date:October 7th, 2008 02:37 pm (UTC)
(Link)
Мда, это я, конечно, невнимательно прочитал. Но все равно - логика "делать вид, что все зашибись, топя случайных свидетелей" мне неясна. Эмигрантов, надо полагать выкинули тоже - надо ж уменьшать вес корабля, иначе до большой дороги не добраться. Даже можно продолжение написать - как капитан вертится на своем (или чужом) корабле, выкидывая за борт неподходящих. Так и назвать - "капитан с большой дороги"
[User Picture]
From:oude_rus
Date:October 7th, 2008 11:23 am (UTC)
(Link)
//стремление приравнять человека, задающего неудобные вопросы в неудобное время, к сеющему панику в критической ситуации.

Слушай, а может, именно ради этого рассказ и написан? ведь паникующей сволочью в результате оказался душка-испанец. А этот длинный в очках, может, и вел бы себя достойно -- да ему шанса не дали, расстреляли...т.е. тьфу, в воду спихнули.

Год-то написания - 1935.
[User Picture]
From:petchik
Date:October 7th, 2008 02:35 pm (UTC)
(Link)
По-моему, это слишком тонко. Скорее уж наоборот - "и все этого можно добиться только беспрекословным подчинением нижестоящих вышестоящим и поменьше болтовни на разнообразные темы". Как говорил мой почтенный родитель по поводу другого рассказа этого автора: "съешь скорее корку, а то приедет гидротаран"
Powered by LiveJournal.com