Вот пишут сейчас - как Чуров мог решиться прийти на встречу к математикам. Мол, молодец, не испугался.
С чего пишущие решили, что Чуров должен бояться и "решиться", непонятно. Он не решался, он просто сходил, объяснил им. Он не считает, что математики разбираются в графиках лучше его (он же учил математику в институте) и его советников, а тем более физики.
А история такая: в 86 или 87ом дремучем году физфак МГУ облетела весть: к нам едет Никодим! Многие не верили - да быть не может, что сам Никодим как простой смертный приедет на физфак читать лекцию - но вот уже и афиши появились:
"Современные лазеры и их перспективы", д.ф.-м.н. Николай Дмитриевич Устинов. Каждый в теме знал, что Никодим - мало что сын всесильного министра обороны, но еще по совместительству гендиректор научно-производственного объединения Астрофизика (правда, газета Правда про это не писала). И каждый в теме знал, что НПО Астрофизика - это головное предприятие по совецким Звездным Войнам (теперь про это можно рассказать). То есть - так просто сын члена Политбюро и гендиректор суперзасекреченного предприятия не приезжает на физфак с публичной лекцией. Информированные Источники закатывали глаза и показывали пальцем высоко в небо. Явка была обеспечена на 146%.
К началу лекции в аудитории им.Р.В.Хохлова физфака МГУ яблоку было негде упасть. На первых рядах уселись Никодимовские коллеги (иных уж нет, а те далече). Повыше устроились Академики и член-корры АН СССР - откуда они взялись, никто не знал. МГУ с АН всегда находился в несколько напряженных отношениях, и лекция Никодима именно на физфаке была серьезной фигой в кармане академикам. Где-то там же пристроился старенький декан факультета В.С.Фурсов. Далее сидели завкафедрами физфака, в частности, мой дорогой С.А.Ахманов. Галерка была плотно оккупирована всякой аспирантской швалью, наподобие меня. Лекция началась.
- Товарищи! -- сказал Никодим прекрасным голосом (по бумажке) - Товарищи по лазерам, предметом моей сегодняшней лекции служит то, о чем я читал, и, должен признаться, не без успеха, в Сакраменто неделю тому назад. Предмет моей лекции -- современные лазеры. Что же мы видим, товарищи? Мы видим, что один лазер работает хорошо, а другой - плохо. И никакие лекции не изменят этого соотношения...
Народ опешил, потом ошалел, а потом просто перестал слушать. Вводная лекция декана Фурсова для первокурсников звучала намного внушительнее. Шестерки в первых рядах улыбались и кивали в такт головами. В особо патетических местах кивание усиливалось, а улыбки расплывались еще шире. Ахманов сидел с каменным лицом, и только иногда по его калмыцким скулам пробегала змеиная ухмылка. Галерка обсуждала редких девушек; редкие девушки обсуждали завтрашние эксперименты. Лекция подходила к концу. Наступало время вопросов.
- Скажите, - спросил кто-то с нашей кафедры, - каковы, с Вашей точки зрения, перспективы лазеров на свободных электронах?
- Лазеры на свободных электронах, - бодро начал Никодим, - они же эксимерные лазеры...
Аудитория замрла и просто не поверила своим ушам. Это все равно что сказать "кошки, они же хомяки..." С галерки послышались неприличные смешки. Хохот покатился вниз. Ахманов сидел с закрытым ладонями лицом, его плечи подрагивали, знаменитая лысина покраснела, а три седых волоска сильно поистрепались. Не смеялись только шестерки в первых рядах.
...- А чё, - делился впечатлениями на следующий день Никодим с руководством Астрофизики, - отлично доложился в Московском университете. Вправил мозги этим яйцеголовым, а то они хуя-муя, а лазера-то современного нихера в глаза и не видели.