?

Log in

No account? Create an account
Про шпиёнов - Maxim Pshenichnikov
June 30th, 2012
10:40 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Про шпиёнов
В конце 50х - начале 60х были популярны романы "про анериканских шпиёнов". Ну, как они проникают в СССР и вредят со страшной силой. Отголоски этого бума до меня дошли в виде старых книг на даче, анекдотов про шпиона Джексона и майора Пронина и фильма "3+2", из которого запомнилась фраза "Джексон оказался женщиной". А потом -- как отрезало.

Расскажите, кто лучше помнит:
1. Действительно ли был шпионский бум или меня память подводит?
2. Имел ли он под собой какие-то основания -- то есть действительно шпионили направо и налево?
3. Почему вся эта шпиономания враз закончилась?

Уточнение:  "Шпиономания полностью не заканчивалась, просто перешла на более качественный уровень, типа "Тасс уполномочен заявить" (candid) -- я именно это имел в виду. Т.е. когда закончился вал дешевого ширпотреба.

(19 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:bgmt
Date:June 30th, 2012 08:53 am (UTC)
(Link)
По моим воспоминаниям, в семидесятые было ровно то же самое. Я могу свидетельствовать только по 79 год. Названий не вспомню, но атмосфера вполне имела место. Когда прекратилось, не знаю, но как-то мне сомнительно, чтобы по конец Андропова оно вдруг прекратилось: смотря издали и слушая ездящих иностранцев и читая журнал "Огонёк" и газеты в б-ке брауновского университета, я видел, что такого нагнетания "завтра война", как в 84 году, не было почти никогда.
[User Picture]
From:oude_rus
Date:June 30th, 2012 12:42 pm (UTC)
(Link)
согласен, но это был уже совершенно другой уровень.
эти шпионы не травили коровье молоко.
[User Picture]
From:mm_v
Date:June 30th, 2012 08:57 am (UTC)
(Link)
Да шпионы, вроде, никуда не делись. То ракета у нас упадет, то самолет, то электростанция в речку рухнет. А еще они экономический кризис устраивают, нефть в цене сбивают и маршами по Москве ходят. Просто проходу от шпионов нет, куда только власти смотрят ? :(
[User Picture]
From:oude_rus
Date:June 30th, 2012 12:42 pm (UTC)
(Link)
это сейчас, а меня больше интересовал период 60-90.
[User Picture]
From:lenaswan
Date:June 30th, 2012 09:07 am (UTC)
(Link)
Про 1 и 2 не знаю, а вот про 3 точно знаю что не закончилось.
;-))) вспомнила один из наиболее смешных эпизодов - как в 2002-м году тогда анонимно, просто чтоб не пиариться, сделала яху-подписку про птичек Москвы - и как реально смеялась над измышлениями тогда коллег "это точно из-за кордона сделано, чтоб за так информацию про наших птичков собирать".

Но и позже не раз подобные же абсурдные вещи слышала, а уж когда чиновнеки в Сибири мне декларировали - что де "природоохранные фонды создают заповедники по границе России под науськиванием и за деньги вражьего Запада - чтобы остановить развитие России" - тут я просто немела. И зло берёт, и смеяться уже мало полезно.

Так что пункт 3 ИМХО цветёт и пахнет.
Это скорее нам пофигу / не замечаем.
[User Picture]
From:oude_rus
Date:June 30th, 2012 12:43 pm (UTC)
(Link)
см. замечание наверху.
[User Picture]
From:lenaswan
Date:July 1st, 2012 07:46 am (UTC)
(Link)
Угу, да, но думаю и со стадией про молоко - мы не так далеко ушли в настоящем. Из ещё, скажем, птичьего - я реально знаю вполне так профессора, который имеет утверждать, что изучение миграций птиц и интерес к миграциям в мире объясняется тем, что это опять же происки Запада (в том случае - США) и что они, исследования, единственной конечной целью имеют "поиск путей заражения территории России арбовирусами (ну почти что птичьим гриппом".
Чем не молоко?
From:tan_y
Date:June 30th, 2012 01:17 pm (UTC)
(Link)
кошмар...
[User Picture]
From:podmoskovnik
Date:June 30th, 2012 09:13 am (UTC)
(Link)
Мне очень понравилась фраз нашего всего "стуча копытами, удалиться в сторону моря": "стуча копытами" - это как раз из детских книжек про шпионов, которые надевают звериные копыта, переходя границу, а "удалился в сторону моря" - из сообщения ТАСС про корейский "Боинг".
Вот, кстати, корейский "Боинг" (1983?) - была вполне себе шпиономанская истерика на всю страну.
[User Picture]
From:oude_rus
Date:June 30th, 2012 12:43 pm (UTC)
(Link)
о да, про корейский боинг я очень хорошо помню.
[User Picture]
From:mm_v
Date:June 30th, 2012 09:24 am (UTC)
(Link)
Если серьезно, то шпиономания расцветала, когда у страны дела шли хуже и пропадала, когда лучше. В 70-е , начале 80-х дела в СССР шли хорошо и шпиономания стала затухать. Хотя не совсем.
Ну а книжек меньше стало, так как с 70-х стало доминировать телевидение. Происки врагов там показывали регулярно.
[User Picture]
From:oude_rus
Date:June 30th, 2012 12:44 pm (UTC)
(Link)
насчет телевидения верное замечание.
[User Picture]
From:vba_
Date:June 30th, 2012 09:26 am (UTC)
(Link)
1. Бум, конечно, был, но назвать это бумом трудно, потому что бум это что-то резкое. А шпионские страсти были делом постоянным, во всяком случае с конца 40-х годов. Была так называемая "Библиотечка военных приключений" с опусами небольшого формата, где были не столько военные приключения, сколько рассказы о шпионах.
[User Picture]
From:oude_rus
Date:June 30th, 2012 12:45 pm (UTC)
(Link)
согласен; но ведь к концу 60х шпионские страсти как-то резко улеглись; разве нет?
или перешли на другой уровень -- т.е. шпоины перестали травить молоко и переключились на госсекреты.
[User Picture]
From:candidg
Date:June 30th, 2012 12:08 pm (UTC)
(Link)
1. Определённый шпионский бум был, недаром ведь сняли "Шпионские страсти" - ведь для пародии нужен узнаваемый объект пародии. Хотя у меня в памяти осталась только трилогия "Резидента", но это уже позднее, да и фильм весьма удачный.
2. Шпионы конечно имелись (как же без них?), а вот насколько много их было... В принципе имелась агентура, оставленная на освобожденных территориях и "перешедшая" по наследству, но масштаб не очень понятен.
3. Шпиономания полностью не заканчивалась, просто перешла на более качественный уровень, типа "Тасс уполномочен заявить".
[User Picture]
From:shemberlen
Date:June 30th, 2012 01:40 pm (UTC)
(Link)
Там где я вырос на ДВостоке от моего места в 20 км был завод по ремонту антомные ПЛ, в 1969 году на нем произошла диверсия...погибло больше пятидесяти человек.Наш дом стоял на окраине деревни под горой...где то после обеда к калитке подошел какой то чел,попросил меня дать ему что нить поесть...родичи были все на работе...а я только пришел со школы. ну я ему вынес хлеба и сала...а когда родичи пришли я им все рассказал. батька ушел в пос совет...а от туда уже приехали военные и стали меня расспрашивать...что мол и как..и куда этот чел пошел. ну в общем говорили...что этого диверсанта потом поймали.
[User Picture]
From:oude_rus
Date:June 30th, 2012 02:41 pm (UTC)
(Link)
а это точно была диверсия, а не обычное разгвоздяйство?
[User Picture]
From:shemberlen
Date:June 30th, 2012 03:06 pm (UTC)
(Link)
ну.....гробы стояли у горкома партии...и были речи.а как там на самом деле...не знаю..ибо сам был в ту пору еще мал.
[User Picture]
From:zayebator
Date:July 10th, 2012 11:41 am (UTC)
(Link)
как я помню по этим книжкам ("Библиотека фантастики и приключений", легендарная "рамка"), если быть точным, то шпионы не занимались вредительством, а в основном занимались непосредственными своими обязанностями - шпионажем.
обычно авторы не вдавались в подробности, а довольствовались невнятными "секретными документами" и "картами военных объектов".

а разведывательная активность в отношении СССР в 50-60-е конечно была очень высока и объяснялась почти полной неизвестностью в отношении ракетной и ядерной программ. так что неудивительно, что это нашло отражение в беллетристике.

а вот потом, когда настала оттепель и всякое разоружение, тренд сменился слегка.
Powered by LiveJournal.com